Состав Службы медиации.
С целью профилактики правонарушений и социальной реабилитации участников конфликтных ситуаций на основе принципов медиации, формирования у учащихся умения регулировать конфликты без физического насилия или оскорбления в государственном учреждении образования "Ельская районная гимназия" создана Служба медиации в следующем составе:
куратор: Дворак Галина Витальевна, педагог – психолог;
члены Службы медиации:
Чернобай Марина Николаевна, педагог социальный;
Бардашевич Татьяна – учащаяся 10 класса;
Соловьёв Кирилл – учащийся 10 класса;
Баранкевич Ксения – учащаяся 11 класса.
Положение о гимназической службе примирения (медиации)
государственного учреждения образования
«Ельская районная гимназия»
1. Общие положения
1.1. Правовой основой настоящего Положения и Гимназической службы примирения (медиации) являются Кодекс Республики Беларусь об образовании и Закон Республики Беларусь «О медиации».
1.2. Настоящее Положение определяет основы деятельности гимназической службы примирения (медиации) как способа урегулирования конфликтов и споров, возникших у участников образовательного процесса между собой в государственном учреждении образования «Ельская районная гимназия» (далее – гимназия).
1.3. Для целей настоящего Положения используются следующие понятия:
- конфликт (спор) — сложившаяся ситуация, в которой одна из двух и более участников образовательных отношений стремится занять либо отстоять свою позицию, вызывающую разногласия либо не совместимую или противоположную по отношению к правам и интересам другой стороны (других сторон).
- гимназическая служба примирения (медиации) (далее — Служба) — коллегиальный орган, рассматривающий конфликты (споры) на основании поступившей и полученной информации, применяющий медиативные технологии, программы урегулирования конфликтов (споров).
2. Цель, задачи и принципы деятельности Службы
2.1. Цель Службы:
- формирование психологической культуры между участниками образовательного процесса гимназии и гармонизация их межличностных отношений;
2.2. Задачи Службы:
- оказание помощи участникам образовательного процесса в урегулировании возникшего конфликта и разрешении спора;
- обучение участников образовательного процесса безопасным формам поведения при урегулировании конфликтов и разрешении споров и осознание личной и гражданской ответственности;
- формирование коммуникативных навыков, привитие участникам образовательного процесса цивилизованных мирных форм урегулирования конфликтов и разрешения споров в гимназии;
- профориентация обучающихся, принимающих участие в деятельности
Службы, а также в урегулировании конфликтов и разрешении споров в качестве стороны спора (конфликта);
- организация просветительских мероприятий и информирование участников образовательного процесса о принципах программ урегулирования конфликтов и разрешения споров.
2.3. Принципы деятельности Службы:
- принцип добровольности, который заключается в добровольном участии спорящих (конфликтующих) сторон при урегулировании различных конфликтов (споров), исполнения решений и рекомендаций Службы;
- принцип конфиденциальности, который заключается в неразглашении Службой и конфликтующими сторонами информации, ставшей известной в процессе урегулирования конфликта, за исключением информации, с распространением которой согласились участники конфликта (спора), а также информации о готовящемся преступлении;
принцип нейтральности, который заключается в беспристрастном рассмотрении Службой конфликта (спора), в процессе которого не высказываются оценочные суждения о характере и сложности самого конфликта (спора), его участниках, об их действиях (бездействии), не определяются их виновность или невиновность, а оказывается содействие в самостоятельном поиске способа урегулирования конфликта (спора) и выхода из него;
- принцип равноправия сторон, который заключается в том, что стороны в процедуре примирения (медиации) наделены равным объемом прав и обязанностей. Каждая из сторон вправе высказывать мнения, предлагать варианты разрешения конфликта, делать заявления, представлять документы, относящиеся к спору.
3. Порядок формирования Службы
3.1 Служба состоит из куратора, учащихся гимназии, как правило, 8-11 классов (медиаторы-волонтеры), прошедших специальную подготовку, обученных педагогических работников гимназии, и, в случае необходимости, привлеченных медиаторов. В состав Службы могут быть допущены иные участники образовательного процесса, изъявившие желание участвовать в работе Службы и прошедшие специальное обучение медиативным навыкам разрешения конфликтов (споров) в Учебно-практическом учреждении «Центр «Медиация и право»» (далее - Центр).
3.2. Куратором Службы может быть педагогический работник гимназии, прошедший специальное медиативное обучение и изъявивший желание выполнять обязанности куратора Службы.
3.3. Медиатором может быть физическое лицо, прошедшее
специальную медиативную подготовку и имеющее Свидетельство медиатора, выданное Министерством юстиции Республики Беларусь.
3.4. Гимназическим медиатором может быть физическое лицо (имеющее педагогическое образование) прошедшее специальное обучение медиации (по специальной программе, подготовленной Центром) и изъявившее желание работать в Гимназической службе примирения.
3.5. Куратор Службы любым доступным способом (объявление на классных часах, родительских собраниях, педагогических советах, информация на стендах, на официальном сайте гимназии и других ресурсах) информирует о наборе в группу по подготовке обучающихся, как правило, 8-10 классов гимназии и других участников образовательных отношений по направлению «Школьная медиация (восстановительные технологии в образовательной среде)».
3.6 Не позднее 8 февраля директор гимназии издает приказ о формировании Службы. В случае выбытия кого-либо из числа участников Службы по разным причинам (окончание гимназии, переезд в другую местность, личное желание и прочие), на освободившееся место директором гимназии утверждается любой участник, выбранный куратором Службы из числа прошедших обучение, согласно п.3.3 настоящего Положения
3.7 Приказ о формировании Службы размещается на специальном информационном стенде Службы и в иных коммуникативных средствах для ознакомления.
4. Порядок работы Службы
4.1. Информация о конфликте (споре) поступает в Службу от любого участника образовательных отношений любым доступным способом (личное обращение к любому участнику Службы, письменное заявление в свободной форме и другие способы).
4.2. С момента поступления информации, указанной в пункте 4.1. настоящего Положения, Служба в течение одного дня проводит предварительное обсуждение данной информации между участниками Службы и куратором (посредством телефонных переговоров, переписки по электронной почте и другие).
4.3. Если по результатам предварительного обсуждения Служба принимает решение о применении программы урегулирования конфликта (спора) по конкретному случаю (конкретной ситуации), то данное решение оформляется куратором Службы в виде записи в Журнале. Стороны конфликта (спора) извещаются о принятом решении любым доступным способом (по телефону, электронной почте, письменно и т.д.)
4.4. После получения Службой согласия от каждой из сторон конфликта (спора) на участие в программе разрешения конфликта (спора) Служба в кратчайшие сроки любым доступным способом сообщает сторонам конфликта (спора) время и место предварительной индивидуальной встречи. Если конфликта (спора) является несовершеннолетний, то требуется также согласие одного из родителей (законных представителей).
4.5. На предварительной индивидуальной встрече Служба знакомит каждую из сторон конфликта (спора) с правами и обязанностями в процессе применения программы урегулирования конфликта (спора), выясняет пожелания, предложения, опасения и другую дополнительную информацию, а также выясняет готовность сторон конфликта (спора) участвовать в совместной встрече.
4.6. При отсутствии готовности сторон конфликта (спора) участвовать в совместной встрече программа урегулирования конфликта (спора), включает в себя дополнительные индивидуальные встречи (беседы) с одной или несколькими сторонами конфликта (спора).
4.7. Во время совместной встречи Служба содействует сторонам конфликта (спора) в самостоятельном поиске способа урегулирования конфликта (спора) и выхода из него, в формировании решения, основанного на поиске общего интереса, на договоренностях, отражающих интересы и потребности сторон конфликта (спора). Служба создает условия, при которых за сторонами конфликта (спора) сохраняется право и возможности влияния на процесс выработки и принятия решения по конфликту (спору), а также на содержание этого решения.
4.8. Выработанное сторонами решение оформляется Службой в письменной форме (медиативное соглашение, примирительный договор), если сами стороны не решили ограничиться устными договоренностями. В письменном решении могут иметь место, в частности, следующие примерные результаты применения программы разрешения конфликта (спора):
- восстановление миропорядка, существовавшего до конфликтного (спорного) события, в том числе путем взаимных или односторонних извинений, уступок, деятельного раскаяния;
- осознание и принятие участниками конфликта (спора) результатов анализа причин и мотивов, которые стали побудительным импульсом для поступка (действия), спровоцировавшего конфликт (спор), с целью их не повторения и предупреждения;
- приобретение участниками конфликта (спора) опыта содействия примирению, публичного обмена мнениями, впечатлениями, межличностной коммуникации, ведения дискуссии и других навыков, способствующих в последующих ситуациях выходу без конфликта (спора).
4.9. Стороны несут самостоятельную ответственность за выполнение взятых на себя обязательств, зафиксированных в решении. При возникновении проблем в выполнении обязательств, Служба может выступить инициатором индивидуальных или совместных встреч для оказания помощи сторонам в преодолении указанных проблем. Результатом данных встреч может стать достижение сторонами нового решения.
4.10. Служба по просьбе руководства гимназии может участвовать в проведении просветительных и иных мероприятий с участниками образовательных отношений, направленных на профилактику конфликтных ситуаций, на повышение уровня толерантности, профессиональную ориентацию и достижение других целей и задач в соответствии с настоящим Положением.
5. Организация работы Службы
5.1. Служба обеспечивается в гимназии помещениями и иными возможностями, и условиями для индивидуальных и совместных встреч, обсуждения, бесед, а также организационными и техническими средствами (бумагой, средствами аудио-, видеозаписи, множительной и иной оргтехникой).
5.2. Протоколы, обращения, письма, стенограммы и другие документы Службы хранятся в отдельном месте (в шкафу), расположенном в кабинете СППС.
5.3. Уполномоченный участник Службы ведет делопроизводство в соответствии с правилами коллегиального органа, которые предполагают комплектование каждого вида документов в отдельной папке и в хронологии, ведение журналов входящей и исходящей документации, ведение журнала устных обращений.
5.4. Документы от уполномоченного участника Службы прежнего состава к уполномоченному участнику Службы нового состава передаются по Акту приема-передачи, который также хранится в этом шкафу.
6. Отчет Службы примирения
6.1. Куратор Службы не позднее 20 мая каждого учебного года составляет и предоставляет директору и Педсовету гимназии отчет Службы об общих результатах работы Службы за год.
6.2. Отчет Службы представляет собой статистические сведения о количестве:
- поступивших в Службу обращений (информации);
- рассмотренных Службой обращений (информации);
- принятых решений (заключенных медиативных соглашений, примирительных договоров).
На усмотрение куратора Службы в отчет могут входить краткие описания примеров обращений (информации) с изменением персональных данных, а именно фамилии, имени и отчества обратившихся, а также описания согласованных сторонами решений по ним.
7. Внесение изменений в настоящее Положение
7.1. Любой участник образовательных отношений вправе направить на имя куратора Службы свои предложения о внесении изменений в настоящее Положение.
7.2. Куратор Службы в течение пяти календарных дней с момента получения предложений о внесении изменений в настоящее Положение обязан вынести их на обсуждение Службы.
7.3. По результатам обсуждения Служба формирует проект о внесении изменений в настоящее Положение, либо направляет участнику образовательных отношений мотивированный отказ во внесении изменений в настоящее Положение.
7.4. Мотивированный отказ может быть обжалован участником образовательных отношений директору гимназии.
7.5. Решение директора гимназии по результатам рассмотрения жалобы подлежит обжалованию, путем обращения в Педсовет гимназии, решение которых, является окончательным и обжалованию не подлежит.
7.6. Проект о внесении изменений в настоящее Положение выносится на обсуждение уполномоченных органов участников образовательных отношений, утвердивших настоящее Положение, для рассмотрения и утверждения проекта о внесении изменений. Решение об утверждении изменений принимается простым большинством голосов.
Школа – это важное связующие звено от детского возраста к молодости и зрелости, от того, как научатся дети общаться друг с другом и представителями других поколений, зависит, как они смогут общаться, став взрослыми.
В государственном учреждении образования "Ельская районная гимназия" создана СЛУЖБА МЕДИАЦИИ, целью которой является урегулирование школьных конфликтов, формирование навыков взаимопонимания и коммуникации в школе, распространение цивилизованных форм разрешения конфликтов среди учащихся, родителей и педагогов.
Деятельность Службы основывается на принципах:
- добровольности участия спорящих (конфликтующих) сторонв процедуре урегулирования конфликта;
- конфиденциальности, предполагающей обязательство членов Службы и участников конфликта не разглашать сведения, полученные в ходе переговоров. Исключение составляет информацияо готовящемся преступлении;
- нейтральности и независимости медиаторов. Членам Службы запрещается принимать сторону кого-либо из участников конфликта, выяснять вопрос о чьей-либо виновности.
О медиации
«Мудрый человек всегда найдёт способ,
чтобы не начать войну»
Исороку Ямамото
Понятие «медиация» постепенно, но уверенно входит в нашу жизнь. Во всем мире медиация уже является одной из самых популярных форм урегулирования споров. Статистика развитых стран показывает, что 85% всех процедур медиации успешны. 5% — 10% участников процедуры приходят к полному или к частичному соглашению в течение короткого времени после процедуры медиации.
Конфликт, спор… Наверняка каждый из нас сталкивается с конфликтами в своей жизни и знает, как иногда сложно найти решение, которое могло бы стать «хорошим» для всех. Получить эффективный результат выхода из конфликта возможно с помощью медиации.
Медиация – переговоры между конфликтующими сторонами с участием медиатора для поиска решения, удовлетворяющего обе стороны.
Медиатор – посредник, нейтральная и беспристрастная сторона.
Медиация имеет целый ряд плюсов. Самым главным плюсом является то, что разрешение спора достигается путем принятия сторонами решения на добровольной и равноправной основе так, чтобы все интересы сторон могли бы быть удовлетворены.
Медиация может быть применена при разрешении конфликтов в различных сферах: в семье, в трудовых и гражданских отношениях, в сфере образования.
Особое место занимает школьная медиация, которая активно развивается в школах Республики Беларусь, где в роли посредников выступают сами школьники. Учителя и психологи стараются в детские споры не вмешиваться и ориентируют юных медиаторов на самостоятельность. На помощь они приходят лишь в сложных ситуациях или когда конфликт возникает между взрослыми (учителями, родителями, администрацией).
Очень важно, чтобы в разрешении споров были задействованы сами дети и чтобы их учили медиации. В противном случае медиация конфликтующим школьникам попросту будет не интересна.
Школьники-медиаторы, прошедшие специальное обучение, помогают как одноклассникам, так и другим учащимся помириться, найти выход из любой конфликтной ситуации, сложившейся в школе.
Школьный медиатор в процессе приватного разговора с обеими сторонами, должен выявить настоящие мотивы конфликта и помочь выработать совместное решение, отражающее интересы всех. Медиатор подводит конфликтующие стороны к тому, чтобы они высказали свои эмоции и чувства. Как правило, проанализировав свои действия, высказанные обидные слова, ребята понимают, что были не правы. И медиатор предлагает высказать каждому свое видение решения этого конфликта. Затем из максимального количества вариантов примирения стороны выбирают те, которые для них наиболее приемлемы.
Безусловно, что обучение школьников медиации – важно и нужно. Обучаясь разрешать конфликты с помощью медиации, дети учатся уважать себя, ценить других, в них воспитывается ответственное отношение к своим поступкам. Медиация в школе поможет стать доброжелательней, слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение и быть ответственными за принятые решения.
Медиация учит их умению занимать активную жизненную позицию. И всему этому самое время учиться в школе!!!
ЧЕМ СЛУЖБА ПРИМИРЕНИЯ МОЖЕТ ПОМОЧЬ ШКОЛЬНИКАМ
-
Научиться конструктивно общаться со сверстниками и взрослыми.
-
Научиться убеждать других словами, а не силой.
-
Участвовать в интересной «взрослой» и общественно-полезной (волонтерской) деятельности.
-
Научиться самоорганизации, стать более ответственными и культурными.
-
Научиться конструктивно выходить из конфликта, ссоры, обиды, чтобы конфликты не перерастали в правонарушения.
-
Помогать другим мириться (своим друзьям, сверстникам и родителям).
-
Начать осваивать новую профессию-медиатор, получать уникальные навыки и опыт миротворческой деятельности.
-
Лучше понимать сверстников и взрослых.
Школьникам, пострадавшим от правонарушений, почувствовать себя в безопасности и поверить, что справедливость восстановлена и нет враждебности и угрозы со стороны других ребят.
У детей-обидчиков в ходе медиации появляется возможность понять другую сторону, помириться, проявить раскаяние, посильно возместить причиненный вред, принести извинения и услышать слова прощения, осознать причины своего поступка и понять, что нужно делать, чтобы в дальнейшем не причинять вред другим людям.
Детям-правонарушителям восстановительная программа дает возможность не чувствовать себя «хулиганами» или людьми, которыми взрослые всегда недовольны, восстановить хорошие отношения с ребятами, родителями и педагогами.
ЧТО ШКОЛЬНИКИ МОГУТ СДЕЛАТЬ ДЛЯ РАЗВИТИЯ СЛУЖБЫ ПРИМИРЕНИЯ
-
Осваивать переговорные техники и восстановительные программы.
-
Помогать друзьям, сверстникам и родителям в примирении.
-
Рекомендовать друзьям обращаться в службу примирения.
Отношения в классе
Служба примирения стремится к конструктивным отношениям в классе, основанным на понимании и взаимной поддержке. При этом надо отметить, что концентрация власти в руках нескольких (даже «положительных») учеников увеличивает риск применения насилия к отличающимся от большинства. Поэтому мы говорим не о формировании «команды класса» во главе с сильным лидером, а скорее, о становлении мини-сообщества понимающих и поддерживающих других одноклассников, сообщества, в котором подростки видят проблемы друг друга и стараются, по возможности, помогать в их решении. То есть служба примирения поддерживает доверительные отношения в классе и не передает власть маленькой группе.
Помимо работы с конфликтами сотрудники службы примирения могут проводить тренинги и обучающие занятия со школьниками по разрешению конфликтов и восстановительной коммуникации.
Родители и служба примирения
ЧЕМ СЛУЖБА ПРИМИРЕНИЯ МОЖЕТ ПОМОЧЬ РОДИТЕЛЯМ
-
Родители могут обратиться в службу в случае конфликта со своими детьми, чтобы лучше понять их и уметь договориться с ними (в случае конфликта ребенка и взрослого при проведении медиации обязательно участие взрослого медиатора).
-
Родители могут обратиться в службу в случае конфликта с учителем.
-
Родители и родительский комитет могут обратиться в службу по поводу конфликтов с администрацией.
-
Родители могут освоить навыки восстановительного способа разрешения конфликтов и использовать их в соответствующих ситуациях.
ЧТО МОГУТ СДЕЛАТЬ РОДИТЕЛИ ДЛЯ ПОДДЕРЖКИ ВОССТАНОВИТЕЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ
Родителям, в первую очередь, надо поддерживать своих детей в их стремлении научиться разрешать конфликты конструктивным способом; могут поддерживать положительные изменения в детях после медиации, в классе и школе в результате деятельности службы примирения.
Педагоги и служба примирения
ЧЕМ СЛУЖБА ПРИМИРЕНИЯ
МОЖЕТ ПОМОЧЬ ПЕДАГОГАМ
-
Появляется возможность конструктивно управлять школьными конфликтами.
-
Конфликты используются в качестве воспитательной функции, которая при правильной организации может помочь развитию школьников.
-
Происходит восстановление душевного равновесия в школе.
-
Приобретаются новые знания и практические навыки в области примирения, выстраивания межличностных отношений в детской и детско-взрослой среде, происходит развитие методов и форм гражданского образования и воспитания, социализации школьников.
-
Осваиваются новые педагогические инструменты для разрешения трудных ситуаций и конфликтов.
-
Происходит освоение восстановительного подхода для поддержания порядка в детской среде.
-
Укрепляется роль школьного самоуправления.