Новости проекта
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 4 человека

Родительский университет

Дата: 19 ноября 2021 в 08:42, Обновлено 12 сентября в 00:05
Автор: Алешко Т. И.

Школа является важнейшим социальным институтом, с которым семья взаимодействует на протяжении всего обучения ребенка. Эффективность образования и воспитания ребенка во многом зависит от того, насколько тесна эта связь. Сотрудничество семьи и школы в интересах ребенка может быть успешным только в том случае, если они станут союзниками, что позволит им лучше узнать ребенка, учитывать его индивидуальные особенности при развитии его способностей, сформировать жизненные ориентиры и ценностные приоритеты.
Цель Родительского университета – повышение педагогической и психологической культуры родителей, формирование ответственного, позитивного родительства. 
Основные задачи Родительского университета:
-формирование ценностно-смысловых основ родительства; актуализация чувства ответственности за выполнение родительских функций;
- формирование и развитие психолого-педагогических компетенций родителей в области семейного воспитания(формирование знаний о семейной психологии, детско-родительских отношениях, возрастных особенностях детей, формирование гармоничных семейных отношений, навыков конструктивного взаимодействия с детьми и др.), содействие развитию навыков самообразования родителей;
- обеспечение целенаправленной работы по профилактике семейного неблагополучия и социального сиротства, снижение риска конфликтных ситуаций и кризисных состояний, возникновения затруднений в семейном воспитании, оказание своевременной психолого-педагогической и информационной помощи семьям, попавшим в трудную жизненную ситуацию;
-организация эффективного сотрудничества и партнерства родителей обучающихся и учреждения образования.

Родительский университет

ИНСТРУКТИВНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПИСЬМО «О РЕАЛИЗАЦИИ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ОБЩЕГО СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКАНСКОГО ПРОЕКТА „РОДИТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ“»

ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА ПРОЕКТА «РОДИТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» 

ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ С РОДИТЕЛЯМИ

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

КАТАЛОГ МАТЕРИАЛОВ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ С РОДИТЕЛЯМИ В РАМКАХ РЕСПУБЛИКАНСКОГО ПРОЕКТА «РОДИТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» (на сайте https://roduniversitet.bspu.by)

План реализации Родительского университета
на 2024/2025 учебный год
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН РОДИТЕЛЬСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
I ступень – «Мой ребенок – младший школьник»
для родителей учащихся I-IV классов
Темы занятий
Сроки проведения
Форма проведения
Ответственные
1
1 классы
1.1
Тема 1. Адаптация учащихся в 1-м классе.
Физиологическая, психологическая и социальная адаптация обучающихся к школе. Причины       социально-психологической дезадаптации. Помощь ребенку в адаптации к школе
сентябрь
семинар- практикум
Скаврон Т.В., Борисевич А.Н., кл.руководители 1 классов,
 педагог-психолог
2.1
Тема 2. Режим дня школьника. Соблюдение санитарно-гигиенических норм. Организация режима дня школьника. Воспитание самостоятельности и организованности у первоклассника
ноябрь
беседа
Скаврон Т.В., Борисевич А.Н., кл.руководители 1 классов,
медицинский работник
3.1
Тема 3. Значение семейных традиций в формировании и развитии ребенка.
Ценности, традиции и обычаи семьи. Значение примера родителей в воспитании ребенка. Значение семейных традиций в формировании у ребенка желания трудиться
январь
круглый   стол
Скаврон Т.В., Борисевич А.Н., кл.руководители 1 классов
4.1
Тема 4. Положительные эмоции в жизни школьника.
Эмоции в нашей жизни. Значение эмоционально-чувственной сферы для формирования полноценной личности. Рекомендации родителям по развитию положительных эмоций ребенка
апрель
семинар- практикум
Скаврон Т.В., Борисевич А.Н., кл.руководители 1 классов ,
педагог-психолог
2
2 классы
2.1
Тема 1. Как родители могут помочь ребенку учиться. Соблюдение режима дня – важное условие успешной учёбы ребенка. Контроль родителей за выполнением домашних заданий школьников. Типичные ошибки родителей в организации учебного труда ребенка
октябрь
беседа
Дашкевич Т.А., Чижик С.Л., Кульчицкая С.Я., кл. руководители 2 классов
кл.руководители
2.2
Тема 2. Главные правила здорового образа жизни.
Здоровье школьника и его успехи в учёбе. Формирование здорового образа жизни учащихся младших классов. Основные правила здорового образа жизни: рациональное питание, двигательная активность, положительные эмоции. Роль семьи в физическом воспитании детей. Кодекс семейного здоровья
декабрь
семинар-практикум
Дашкевич Т.А., Чижик С.Л., Кульчицкая С.Я., кл. руководители 2 классов
Медицинский работник
2.3
Тема 3. Влияния семьи на эмоциональное состояние ребенка.
Семейное благополучие и семейное неблагополучие. Факторы, причины и индикаторы семейного неблагополучия. Семьи со скрытой формой неблагополучия.
Влияние внутрисемейных отношений на развитие личности и психическое здоровье ребенка
февраль
лекция
Дашкевич Т.А., Чижик С.Л., Кульчицкая С.Я., кл. руководители 2 классов
педагог-психолог, педагог социальный
2.4
Тема 4. Трудовое воспитание детей в семье.
Воспитание в труде. Роль семьи в развитии работоспособности ученика. Как научить современного ребенка трудиться
май
круглый   стол
Дашкевич Т.А., Чижик С.Л., Кульчицкая С.Я., кл. руководители 2 классов
3
3 классы
3.1
Тема 1. Значение школьной отметки в жизни ребёнка.
Отметка и оценка знаний учащихся. Критерии оценки. Влияние оценки на самооценку учащихся. Рекомендации родителям по формированию у ребенка навыков самоконтроля,            умения           работать самостоятельно, воспитания интереса к знаниям
октябрь
беседа
Дворак О.Ю.,
 Мурга С.М., Дворак Р.Н., кл. руководители 3 классов
3.2
Тема 2. Психологические и физиологические особенности третьеклассников.
Специфика развития восприятия, внимания, памяти, мышления у младших школьников.
Особенности межличностного
общения. Самооценка младших школьников
декабрь
семинар- практикум
Дворак О.Ю.,
 Мурга С.М., Дворак Р.Н., кл. руководители 3 классов
педагог-психолог
3.3
Тема 3. Здоровая семья – здоровый ребенок.
Формирование умений и навыков здорового образа жизни. Спорт в жизни родителей и детей. Основные правила здорового образа жизни
февраль
беседа
Дворак О.Ю.,
 Мурга С.М., Дворак Р.Н., кл. руководители 3 классов
педагог социальный, медицинский работник
3.4
Тема 4. Эффективное общение в семье – залог успеха школьника.
Сущность семейного общения. Семья как система межличностных взаимодействий. Общение как процесс взаимовлияния. Особенности семейного общения. Куль-тура семейного общения. Влияние общения родителей с детьми на их полноценное развитие. Навыки эффективной коммуникации. Создание в семье атмосферы защищенности, тепла и любви
апрель
семинар- практикум
Дворак О.Ю.,
 Мурга С.М., Дворак Р.Н., кл. руководители 3 классов
педагог-психолог, педагог социальный
4
4 классы
4.1
Тема 1. Возрастные психофизиологические особенности учащихся 4-х классов.
Познавательная рефлексия: способность осознать причины учебных неудач и успехов. Формирование произвольности познавательных процессов: внимания, памяти. Личностные особенности  младших школьников
октябрь
лекция
Кудина Н.В., Логвинова О.В., кл. руководители 4 классов
 педагог-психолог
4.2
Тема 2. Как научить своего ребенка жить в мире людей.
Воспитание культуры поведения и уважения к людям у учащихся. Формирование правил поведения и хороших манер. Культура личности: культура внешности, общения, речи. Эффективное общение: основные составляющие
декабрь
круглый    стол
Кудина Н.В., Логвинова О.В.,  кл. руководители 4 классов
педагог социальный
4.3
Тема 3. Ребенок и компьютер.
Компьютер дома: польза или вред? Компьютерные игры.
Влияние компьютера на организм и личность ребенка. Плюсы и минусы использования компьютера школь-ником. Как правильно организовать работу школьника за компьютером. Сохранение здоровья ребенка при работе за компьютером
февраль
круглый         стол
педагог-психолог, Кудина Н.В., Логвинова О.В.,  кл. руководители 4 классов
4.4
Тема 4. Книги в жизни школьника. Отношение ребенка к учебной и художественной литературе. Как сохранить любовь к книге при информационной перегрузке в современном мире
май
круглый   стол
Кудина Н.В., Логвинова О.В., кл. руководители 4 классов
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН РОДИТЕЛЬСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
II ступень – «Мой ребенок – подросток»
для родителей учащихся V-IX классов
Темы занятий
Сроки проведения
Форма проведения
Ответственные
1
5 классы
1.1
Тема 1. Адаптация ребенка в новом коллективе.
Формирование нового учебного коллектива 5 класса. Адаптация ребенка в новой среде. Трудности адаптации пятиклассников к школе
сентябрь
семинар- практикум
Зоз О.П.,
Долинская С.А., кл. руководители 5 классов
2.1
Тема 2. Ребенок среди сверстников
Детский коллектив и его значение в развитии личности школьника. Потребности ребенка в признании и самореализации. Проблемы лидер-ства. Развитие способности к сотрудничеству как предпосылка успешности в жизни. Как помочь ребенку в налаживании отношений со сверстниками
ноябрь
беседа
Зоз О.П.,
Долинская С.А., кл. руководители 5 классов,
педагог-психолог, педагог социальный
3.1
Тема 3. Ваш ребенок вырос.
Особенности младшего подросткового возраста. Физическое, психическое и социальное развитие младших подростков. Общение подростков со сверстниками и взрослыми. Трудности и риски младшего подросткового возраста
февраль
лекция
Зоз О.П.,
Долинская С.А., кл. руководители 5 классов,
педагог социальный,
педагог-психолог
4.1
Тема 4. Меры наказания и поощрения в современной семье.
Вопросы дисциплины в семье с младшими подростками. Почему не работают привычные методы воспитания. Как стать подростку другом без потери родительского авторитета
май
дискуссия
Зоз О.П.,
Долинская С.А., кл. руководители 5 классов,
педагог социальный
2
6 классы
2.1
Тема 1. Семья как персональная микросреда жизни и развития ребенка. Нравственные и культурные ценности семьи.
Ребенок и удовлетворение его потребностей в семье. Психолого-педагогические факторы развития и воспитания ребенка в семье. Типы семейного воспитания и их характеристика. Гармоничное семейное воспитание, его основные характеристики.
Проблемы нравственного воспитания детей в семье. Нравственные традиции и обычаи. Ценности семьи как основа воспитания ребенка
октябрь
лекция
Бриш С.Н.,
Авраменко Т.В., кл. руководители 6 классов,
педагог-психолог, педагог социальный,
2.2
Тема 2. Профилактика проблемного поведения подростков.
Отклоняющееся поведение подростков. Формы аддиктивного (зависимого) поведения подростков (курение, алкоголизм, наркомания и др.). Причины зависимого поведения. Профилактика зависимостей в подростковой среде. Роль родителей в предупреждении отклоняющегося поведения подростков.
декабрь
семинар- практикум
Бриш С.Н.,
Авраменко Т.В., кл. руководители 6 классов,
педагог-психолог
2.3
Тема 3. Безопасность подростков в сети Интернет.
Виртуальная реальность: возможности и опасности.            Основные      правила медиабезопасности для родителей и подростков. Профилактика интернет-рисков. Как уберечь ребенка от опасностей в социальных сетях
март
круглый  стол
Бриш С.Н.,
Авраменко Т.В., кл. руководители 6 классов,
педагог-психолог
2.4
Тема 4. Организация летнего отдыха подростков.
Правила безопасного поведения летом. Опасности свободного времяпровождения подростков. Оказание первой медицинской помощи. Рекомендации родителям по обеспечению безопасности детей в летний период
май
семинар- практикум
Бриш С.Н.,
Авраменко Т.В., кл. руководители 6 классов,
педагог социальный
3
7 классы
3.1
Тема 1. Психологические и физиологические особенности семиклассников.
Возрастные особенности 13-14-летних подростков. Специфика развития внимания, памяти, мышления. Половое созревание.
Здоровье школьника и его успехи в учёбе.
октябрь
лекция
Ринговская Н.В., Сидоренко С.В., Коновод М.А., Баровская Л.В., кл. руководители 7 классов,
 педагог-психолог
3.2
Тема 2. Профилактика правонарушений подростков.
Противоправное      поведение несовершеннолетних. Факторы и причины правонарушений. Подростки «группы риска»
декабрь
беседа
Ринговская Н.В., Сидоренко С.В., Коновод М.А., Баровская Л.В., кл. руководители 7 классов,
педагог социальный, инспектор ИДН
3.3
Тема 3. Правила поведения с подростками: особенности переходного возраста
Жизнь семьи с ребенком-подростком: борьба принципов или поиски компромиссов. Психологический климат в семье.
Родительский авторитет. Как его приобрести и как не потерять. Правила взаимодействия с подростком Правила взаимодействия с подростком
март
семинар- практикум
Ринговская Н.В., Сидоренко С.В., Коновод М.А., Баровская Л.В., кл. руководители 7 классов,
педагог социальный,
педагог-психолог
3.4
Тема 4. Как повысить учебную мотивацию подростков.
Отношение подростков к обучению. Потеря интереса к учебе у подростков – что делать и как избежать. Причины снижения учебной мотивации в подростковом возрасте. Как заинтересовать подростка обучением? Мотивация на успех
май
беседа
Ринговская Н.В., Сидоренко С.В., Коновод М.А., Баровская Л.В., кл. руководители 7 классов,
педагог-психолог
4
8 классы
4.1
Тема 1. Жизненные цели подростков.
Цели подросткового периода. Постановка целей и их достижение.
Успеваемость в школе как один из факторов успешного достижения целей.
октябрь
лекция
Кравцова О.А.,
Хомутовская В.Ф., кл. руководители 8 классов
педагог-психолог
4.2
Тема 2. Как уберечь подростка от насилия.
Насилие и безопасность наших детей. Виды насилия. Анализ проблемных ситуаций. Профилактика основных
рисков. Особенности виктимного поведения (поведения «жертвы»)
декабрь
Семинар- практикум
Кравцова О.А.,
Хомутовская В.Ф., кл. руководители 8 классов
педагог-психолог,
педагог социальный, инспектор ИДН
4.3
Тема 3. Осторожно: суицид.
Суицид среди несовершеннолетних. Виды и причины. Мотивы суицидального поведения у подростков. Индикаторы суицидального риска. Профилактика суицидального поведения
март
беседа
Кравцова О.А.,
Хомутовская В.Ф., кл. руководители 8 классов
педагог-психолог, педагог социальный
4.4
Тема 4. Культура поведения в конфликтных ситуациях.
Понятие «конфликт». Супружеские ссоры и конфликты. Развод как психотравмирующий фактор. Последствия развода для супругов и детей.
Семейные конфликты в диаде «родители- дети», причины их возникновения. Стратегии поведения в конфликте, способы преодоления и профилактика детско- родительских конфликтов.
Школьные конфликты. Культура поведения взрослых и детей при возникновении школьных конфликтов
май
беседа
Кравцова О.А.,
Хомутовская В.Ф., кл. руководители 8 классов
педагог-психолог, социальный
педагог,
5
9 классы
5.1
Тема 1. Портрет современного подростка.
Индивидуальные особенности подростка и характерные возрастные черты. Ключевые переживания возраста. Личностные особенности и особенности общения. Возможные проблемы, внешние и внутренние конфликты, отношение к учебе
сентябрь
лекция
Дудковская О.М., Лизун Е.Н., кл. руководители 9 классов
 педагог-психолог
5.2
Тема 2. Агрессия, её причины и последствия.
Формы агрессивного поведения подростков. Причины агрессивности и ее влияние на взаимодействие подростка с окружающими людьми.
Возможные   способы
преодоления        агрессивности в поведении подростка. Рекомендации для родителей по профилактике и коррекции агрессивного поведения подростка.
ноябрь
беседа
Дудковская О.М., Лизун Е.Н., кл. руководители 9 классов
педагог-психолог,
педагог социальный
5.3
Тема 3. Формирование здорового образа жизни: вредные привычки и как им противостоять.
Подростковый возраст как фактор риска для возникновения вредных привычек и зависимостей. Формирование у подростков потребности в здоровом образе жизни, ответственности за своё здоровье. Профидактика вредных привычек
январь
лекция
Дудковская О.М., Лизун Е.Н., кл. руководители 9 классов
педагог-психолог
5.4
Тема 4. Профессиональная ориентация девятиклассников. Как помочь подростку выбрать профессию?
Профессиональные              намерения     и возможности учащихся. Влияние семьи на выбор профессии подростком. Как родители могут поддержать ребенка при выборе профессии? Знакомство                  родителей обучающихся с результатами диагностики склонностей, способностей            и профессиональных интересов подростков.
апрель
семинар- практикум
Дудковская О.М., Лизун Е.Н., кл. руководители 9 классов
педагог-психолог
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН РОДИТЕЛЬСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
III ступень – «Мой ребенок – старшеклассник»
для родителей учащихся X-XI классов
Темы занятий
Сроки проведения
Форма проведения
Ответственные
1
10 класс
1.1
Тема 1. Здоровье - это жизнь.
Факторы риска для здоровья современной молодежи. Проблема здорового питания. Увлечение диетами.
Гиподинамия – проблема современных молодых людей. Стресс и его влияние на здоровье. Вредные привычки.
Сохранение здоровья и правила здорового образа жизни. Режим дня
октябрь
лекция
Бычковская С.В., кл. руководитель 10 кл.
педагог социальный
2.1
Тема 2. Первая любовь в жизни вашего ребенка.
Особенности юношеской любви. Культура поведения влюбленных. Как помочь, а не навредить взрослеющему ребёнку
декабрь
круглый  стол
Бычковская С.В., кл. руководитель 10 кл.
педагог- психолог
3.1
Тема 3. Роль семьи в формировании репродуктивного здоровья юношей и девушек.
Репродуктивное      здоровье      юношей      и девушек. Факторы риска  для  репродуктивного здоровья. Условия сохранения репродуктивного здоровья.
Отношения между юношами и девушками, любовь и сексуальные отношения.
Рискованное поведение
молодежи. Незапланированная беременность и аборт. Профилактика ЗППП.
Стиль жизни и репродуктивное здоровье молодежи. Влияние семейного воспитания на формирование у подростков ценности репродуктивного здоровья
март
беседа
Бычковская С.В., кл. руководитель 10 кл.
педагог социальный
4.1
Тема 4. Как помочь старшекласснику обрести уверенность в себе?
Влияние застенчивости и неуверенности на учебные успехи старшеклассника. Пути преодоления застенчивости и неуверенности старшеклассника дома и в школе
май
Круглый стол
Бычковская С.В., кл. руководитель 10 кл.
педагог- психолог
2
11 классы
2.1
Тема 1. Как помочь старшекласснику в профессиональном самоопределении?
Определение профессиональных склонностей и способностей старшеклассников. Факторы, влияющие на выбор профессии. Роль родителей в процессе выбора профессии и самоопределении старшеклассника. Приоритеты старшеклассников в выборе профессии. Профессиональные династии.
Помощь старшеклассникам в
выборе                     будущей профессии
октябрь
семинар- практикум
педагог- психолог,
Кебец Е.А., Новак Ю.Д., кл. руководители 11 кл.
2.2
Тема 2. Как уберечь ребенка от зависимостей?
Зависимое поведение, его причины, факторы риска. Формирование зависимости.
Виды угроз, представляющих опасность для жизни, физического, психического и нравственного здоровья и полноценного развития старшеклассника. Интернет- зависимость. Пути профилактики и преодоления: памятка для родителей
декабрь
беседа
Кебец Е.А., Новак Ю.Д., кл. руководители 11 кл.
педагог социальный
2.3
Тема 3. Подготовка старшеклассников  к  будущей семейной жизни.
Воспитание старшеклассника как будущего              семьянина. Формирование         осознанного
отношения к вступлению в брак и будущей семейной жизни. Формирование ценностного отношения к родительству, рождению и воспитанию детей.
Роль семейных взаимоотношений и традиций в подготовке старшеклассников к семейной жизни
февраль
круглый        стол
педагог социальный,
Кебец Е.А., Новак Ю.Д., кл. руководители 11 кл.
2.4
Тема 4. Как помочь ребёнку в период подготовки к экзаменам?
Профилактика экзаменационного стресса. Факторы, усиливающие и снижающие тревогу. Как помочь старшекласснику справиться с тревогой (мнемотехники, приемы концентрации внимания и приемы расслабления в стрессовой ситуации).
Сотрудничество родителей и педагогов в период подготовки старшеклассников к экзаменам. Помощь в подготовке к экзаменам: правила для родителей выпускников. Режим учебного труда и отдыха в экзаменационный период
май
Мастер- класс
Педагог- психолог, Кебец Е.А., Новак Ю.Д., кл. руководители 11 кл.
Заместитель директора
по воспитательной работе                                                          Н.И.Ключинская
Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.