Интегрированное обучение и воспитание – организация специального образования, при которой обучение и воспитание лиц с особенностями психофизического развития осуществляется одновременно с лицами, не относящимися к лицам с особенностями психофизического развития (Кодекс Республики Беларусь об образовании).
Интегрированное обучение и воспитание в Республике Беларусь может быть организовано в дошкольных учреждениях образования и в средних школах.
В средних школах могут быть открыты классы интегрированного обучения и воспитания, в дошкольных учреждениях могут быть открыты группы интегрированного обучения и воспитания.
Цель интегрированного обучения:
- способствовать успешной социализации учащихся с особенностями психофизического развития.
Задачи интегрированного обучения:
- освоение содержания образовательной программы специального образования лицами с особенностями психофизического развития в соответствии с образовательными стандартами специального образования;
- исправление и (или) ослабление имеющихся у обучающихся физических и (или) психических нарушений;
- обеспечение социально-психологической поддержки обучающимся и оказание им психологической помощи;
- создание специальных условий для получения специального образования обучающимися с учетом особенностей их психофизического развития;
- формирование и развитие способности к профессиональному самоопределению;
- формирование позитивно ориентированной личности;
- профилактика девиантного поведения у учащихся с особенностями психофизического развития.
Кодекс Республики Беларусь об образовании.
ГЛАВА 3. Статья 13. СПЕЦИАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
1. Специальное образование – обучение и воспитание обучающихся, которые являются лицами с особенностями психофизического развития, посредством реализации образовательных программ специального образования на уровнях дошкольного, общего среднего образования. Образовательные программы специального образования на уровнях дошкольного, общего среднего образования разрабатываются на основе образовательной программы дошкольного и образовательных программ общего среднего образования с учетом особенностей психофизического развития обучающихся, их индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивают коррекцию нарушений развития, социальное развитие и интеграцию в общество лиц с особенностями психофизического развития.
2. Лицам с особенностями психофизического развития, освоившим содержание образовательной программы специального образования на уровне общего среднего образования и успешно прошедшим итоговую аттестацию по завершении обучения и воспитания на II или III ступени общего среднего образования, выдаются соответственно свидетельство об общем базовом образовании или аттестат об общем среднем образовании. Такие лица считаются получившими соответственно общее базовое образование или общее среднее образование.
3. Лицу с особенностями психофизического развития, освоившему содержание образовательной программы специального образования на уровне общего среднего образования, которому выданы свидетельство об общем базовом образовании или аттестат об общем среднем образовании, учреждением образования также выдается справка об освоении содержания образовательной программы специального образования на уровне общего среднего образования по форме, установленной Министерством образования.
4. Лицу с особенностями психофизического развития, освоившему содержание образовательной программы специального образования на уровне общего среднего образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью и успешно прошедшему Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 31.01.2022, 2/2874 12 итоговую аттестацию, если иное не установлено настоящим Кодексом, выдается свидетельство о специальном образовании.
5. Лицо с особенностями психофизического развития может реализовать свое право на получение специального образования при наличии заключения государственного центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации.
ГЛАВА 59 ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Статья 273. Общие требования к организации образовательного процесса при реализации образовательных программ специального образования
1. Образовательный процесс при реализации образовательных программ специального образования может быть организован:
1.1. в учреждениях образования;
1.2. в иных организациях, осуществляющих образовательную деятельность; 1.3. у индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность;
1.4. на дому;
1.5. в организациях здравоохранения;
1.6. в санаторно-курортных и оздоровительных организациях;
1.7. в учреждениях социального обслуживания.
2. Образовательный процесс при реализации образовательных программ специального образования носит коррекционную направленность и организуется с учетом структуры и степени тяжести нарушений в физическом и (или) психическом развитии и возраста обучающихся на основании учебно-программной документации образовательных программ специального образования.
3. В учреждениях специального образования образовательный процесс при реализации образовательной программы специального образования на уровне дошкольного образования, образовательной программы специального образования на уровне дошкольного образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью осуществляется в группах, а при реализации образовательной программы специального образования на уровне общего среднего образования, образовательной программы специального образования на уровне общего среднего образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью – в классах, группах (при делении класса на группы). Порядок деления классов на группы при реализации образовательной программы специального образования на уровне общего среднего образования, образовательной программы специального образования на уровне общего среднего образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью определяется Положением об учреждении специального образования или его виде.
4. Образовательный процесс при реализации образовательной программы специального образования на уровне дошкольного образования, образовательной программы специального образования на уровне дошкольного образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью организуется в соответствии с требованиями к организации образовательного процесса при реализации образовательной программы дошкольного образования с учетом особенностей, содержащихся в настоящей главе. Коррекция нарушений в физическом и (или) психическом развитии лиц с особенностями психофизического развития осуществляется на коррекционных занятиях (групповых, подгрупповых, индивидуальных).
5. Образовательный процесс при реализации образовательной программы специального образования на уровне общего среднего образования, образовательной программы специального образования на уровне общего среднего образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью организуется в соответствии с требованиями к организации образовательного процесса при реализации образовательных программ общего среднего образования с учетом особенностей, содержащихся в настоящей главе. Коррекция нарушений в физическом и (или) психическом развитии лиц с особенностями психофизического развития осуществляется на коррекционных занятиях (групповых, подгрупповых, индивидуальных). Образовательный процесс при реализации образовательной программы специального образования на уровне общего среднего образования, образовательной программы специального образования на уровне общего среднего образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью может быть организован с использованием учебников, учебных пособий и иных учебных изданий для специальных школ и (или) учреждений общего среднего образования. Воспитательная работа во внеучебное время с учащимися, осваивающими содержание образовательной программы специального образования на уровне общего среднего образования, образовательной программы специального образования на уровне общего среднего образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью, осуществляется педагогическими работниками, в том числе выполняющими функции классного руководителя.
6. В специальных школах, специальных школах-интернатах для учащихся с нарушением слуха, учащихся с интеллектуальной недостаточностью образовательный процесс осуществляется в классах первого и второго отделений. Первое и второе отделения создаются в зависимости от степени потери слуха, степени тяжести интеллектуальной недостаточности.
7. В специальных школах, специальных школах-интернатах для учащихся с тяжелыми нарушениями речи, нарушением слуха, нарушениями зрения, трудностями в обучении, нарушениями функций опорно-двигательного аппарата могут открываться вечерние классы, наполняемость которых составляет 10 учащихся. Вечерние классы в специальной школе, специальной школе-интернате – классы, создаваемые на III ступени общего среднего образования, в которых образовательная программа специального образования на уровне общего среднего образования реализуется в вечерней и заочной формах получения образования. При освоении содержания образовательной программы специального образования на уровне общего среднего образования в заочной форме получения образования в вечерних классах в специальной школе, специальной школе-интернате в учебном году организуются сессии, во время которых проводятся учебные занятия, занятия, консультации, а также аттестация учащихся. Порядок организации образовательного процесса при реализации образовательной программы специального образования на уровне общего среднего образования в вечерних классах в специальной школе, специальной школе-интернате в вечерней и заочной формах получения образования определяется Положением о специальной школе, специальной школе-интернате.
8. В специальных школах, специальных школах-интернатах для обучающихся с интеллектуальной недостаточностью могут открываться XI, XI–XII классы углубленной социальной и профессиональной подготовки, наполняемость которых составляет 12 учащихся. Классы углубленной социальной и профессиональной подготовки – XI, XI–XII классы, в которых одновременно с образовательной программой специального образования на уровне общего среднего образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью реализуется образовательная программа профессиональной подготовки рабочих (служащих).
9. При организации интегрированного обучения и воспитания образовательный процесс при реализации образовательной программы специального образования на уровне дошкольного образования, образовательной программы специального образования на уровне дошкольного образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью осуществляется в специальных группах, санаторных специальных группах, группах интегрированного обучения и воспитания, санаторных группах интегрированного обучения и воспитания, а при реализации образовательной программы специального образования на уровне общего среднего образования, образовательной программы специального образования на уровне общего среднего образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью – в специальных классах, классах интегрированного обучения и воспитания. Специальные группы – группы, в которых обучаются и воспитываются лица с особенностями психофизического развития, осваивающие содержание образовательной программы специального образования на уровне дошкольного образования, образовательной программы специального образования на уровне дошкольного образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью. Санаторные специальные группы – группы, в которых обучаются и воспитываются, а также получают оздоровление лица с особенностями психофизического развития, осваивающие содержание образовательной программы специального образования на уровне дошкольного образования, образовательной программы специального образования на уровне дошкольного образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью. Специальные группы, санаторные специальные группы создаются для детей с особенностями психофизического развития в возрасте до трех лет и для детей с особенностями психофизического развития в возрасте от трех до восьми лет, для детей с особенностями психофизического развития в возрасте от одного года до семи (восьми) лет. Группы интегрированного обучения и воспитания – группы, в которых обучаются и воспитываются лица с особенностями психофизического развития, осваивающие содержание образовательной программы специального образования на уровне дошкольного образования, образовательной программы специального образования на уровне дошкольного образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью, и лица, не имеющие таких особенностей, осваивающие содержание образовательной программы дошкольного образования. Санаторные группы интегрированного обучения и воспитания – группы, в которых совместно обучаются и воспитываются, а также получают оздоровление лица с особенностями психофизического развития, осваивающие содержание образовательной программы специального образования на уровне дошкольного образования, образовательной программы специального образования на уровне дошкольного образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью, и лица, не имеющие таких особенностей, осваивающие содержание образовательной программы дошкольного образования. Специальные классы – классы, в которых обучаются и воспитываются лица с особенностями психофизического развития, осваивающие содержание образовательной программы специального образования на уровне общего среднего образования, образовательной программы специального образования на уровне общего среднего образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью. Классы интегрированного обучения и воспитания – классы, в которых обучаются и воспитываются лица с особенностями психофизического развития, осваивающие содержание образовательной программы специального образования на уровне общего среднего образования, образовательной программы специального образования на уровне общего среднего образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью, и лица, не имеющие таких особенностей, осваивающие содержание образовательных программ общего среднего образования. Порядок создания специальных групп, санаторных специальных групп, групп интегрированного обучения и воспитания, санаторных групп интегрированного обучения и воспитания, специальных классов, классов интегрированного обучения и воспитания и организации образовательного процесса в них определяется Министерством образования.
10. Наполняемость групп, специальных групп, санаторных специальных групп составляет:
10.1. для детей с тяжелыми нарушениями речи в возрасте до трех лет – 6 воспитанников, в возрасте от трех до восьми лет – 12 воспитанников, в возрасте от одного года до семи (восьми) лет – 10 воспитанников;
10.2. для неслышащих детей – 6 воспитанников;
10.3. для слабослышащих детей в возрасте до трех лет – 6 воспитанников, в возрасте от трех до восьми лет – 8 воспитанников, в возрасте от одного года до семи (восьми) лет – 6 воспитанников;
10.4. для незрячих детей, незрячих и слабовидящих детей – 6 воспитанников;
10.5. для слабовидящих детей в возрасте до трех лет – 6 воспитанников, в возрасте от трех до восьми лет – 10 воспитанников, в возрасте от одного года до семи (восьми) лет – 8 воспитанников;
10.6. для детей с амблиопией в возрасте до трех лет – 6 воспитанников, в возрасте от трех до восьми лет – 10 воспитанников, в возрасте от одного года до семи (восьми) лет – 8 воспитанников;
10.7. для детей с косоглазием в возрасте до трех лет – 6 воспитанников, в возрасте от трех до восьми лет – 10 воспитанников, в возрасте от одного года до семи (восьми) лет – 8 воспитанников;
10.8. для слепоглухих детей – 2 воспитанника;
10.9. для детей с трудностями в обучении в возрасте до трех лет – 6 воспитанников, в возрасте от трех до восьми лет – 10 воспитанников, в возрасте от одного года до семи (восьми) лет – 8 воспитанников;
10.10. для детей с расстройствами аутистического спектра – 4 воспитанника;
10.11. для детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата в возрасте до трех лет – 6 воспитанников, в возрасте от трех до восьми лет – 8 воспитанников, в возрасте от одного года до семи (восьми) лет – 6 воспитанников;
10.12. для детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата (со значительным и резко выраженным нарушением передвижения или его отсутствием) – 3 воспитанника;
10.13. для детей с легкой интеллектуальной недостаточностью – 6 воспитанников;
10.14. для детей с умеренной, тяжелой интеллектуальной недостаточностью – 4 воспитанника;
10.15. для детей с тяжелыми, множественными нарушениями в физическом и (или) психическом развитии – 4 воспитанника, а в случае, если в этой группе есть один воспитанник с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата (со значительным и резко выраженным нарушением передвижения или его отсутствием), – 3 воспитанника.
11. Наполняемость групп интегрированного обучения и воспитания, санаторных групп интегрированного обучения и воспитания для детей в возрасте до трех лет составляет от 8 до 10 воспитанников, из них:
11.1. один ребенок с особенностями психофизического развития с нарушениями однородного характера – при обучении и воспитании детей с интеллектуальной недостаточностью, или неслышащих детей, или незрячих детей, или детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата (со значительным и резко выраженным нарушением передвижения или его отсутствием), или детей с расстройствами аутистического спектра;
11.2. не более трех лиц с особенностями психофизического развития с нарушениями однородного характера – при обучении и воспитании слабослышащих детей, или слабовидящих детей, или детей с тяжелыми нарушениями речи, или детей с трудностями в обучении;
11.3. не более двух лиц с особенностями психофизического развития с разными (не более двух) нарушениями развития.
12. Наполняемость групп интегрированного обучения и воспитания, санаторных групп интегрированного обучения и воспитания для детей в возрасте от трех до восьми лет составляет от 10 до 12 воспитанников, из них:
12.1. не более двух лиц с особенностями психофизического развития с нарушениями однородного характера – при обучении и воспитании детей с интеллектуальной недостаточностью, или неслышащих детей, или незрячих детей, или детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата (со значительным и резко выраженным нарушением передвижения или его отсутствием), или детей с расстройствами аутистического спектра;
12.2. не более четырех лиц с особенностями психофизического развития с нарушениями однородного характера – при обучении и воспитании слабослышащих детей, или слабовидящих детей, или детей с тяжелыми нарушениями речи, или детей с трудностями в обучении;
12.3. не более трех лиц с особенностями психофизического развития с разными (не более двух) нарушениями развития.
13. Наполняемость групп интегрированного обучения и воспитания, санаторных групп интегрированного обучения и воспитания для детей в возрасте от одного года до семи (восьми) лет составляет от 6 до 8 воспитанников, из них:
13.1. один ребенок с особенностями психофизического развития с нарушениями однородного характера – при обучении и воспитании детей с интеллектуальной недостаточностью, или неслышащих детей, или незрячих детей, или детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата (со значительным и резко выраженным нарушением передвижения или его отсутствием), или детей с расстройствами аутистического спектра;
13.2. не более трех лиц с особенностями психофизического развития с нарушениями однородного характера – при обучении и воспитании слабослышащих детей, или слабовидящих детей, или детей с тяжелыми нарушениями речи, или детей с трудностями в обучении;
13.3. не более двух лиц с особенностями психофизического развития с разными (не более двух) нарушениями развития.
14. Наполняемость классов, специальных классов составляет:
14.1. для слабослышащих детей с относительно развитой речью – 10 учащихся;
14.2. для неслышащих детей, слабослышащих детей с грубым недоразвитием речи – 8 учащихся;
14.3. для незрячих детей, незрячих и слабовидящих детей – 8 учащихся;
14.4. для слабовидящих детей – 12 учащихся;
14.5. для слепоглухих детей – 3 учащихся;
14.6. для детей с трудностями в обучении – 12 учащихся;
14.7. для детей с тяжелыми нарушениями речи – 12 учащихся;
14.8. для детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата – 10 учащихся, а в случае, если в этом классе есть один учащийся с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата (со значительным и резко выраженным нарушением передвижения или его отсутствием), – 6 учащихся;
14.9. для детей с легкой интеллектуальной недостаточностью – 12 учащихся;
14.10. для детей с умеренной, тяжелой интеллектуальной недостаточностью – 6 учащихся;
14.11. для детей с тяжелыми, множественными нарушениями в физическом и (или) психическом развитии – 6 учащихся;
14.12. для детей с расстройствами аутистического спектра – 6 учащихся.
15. Наполняемость классов интегрированного обучения и воспитания не должна превышать 20 учащихся, из них:
15.1. не более трех лиц с особенностями психофизического развития с нарушениями однородного характера – при обучении и воспитании детей с интеллектуальной недостаточностью, или неслышащих детей, или незрячих детей, или детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата (со значительным и резко выраженным нарушением передвижения или его отсутствием), или детей с расстройствами аутистического спектра;
15.2. не более шести лиц с особенностями психофизического развития с нарушениями однородного характера – при обучении и воспитании слабослышащих детей, или слабовидящих детей, или детей с тяжелыми нарушениями речи, или детей с трудностями в обучении;
15.3. не более четырех лиц с особенностями психофизического развития с разными (не более двух) нарушениями развития.
16. В учреждении образования, размещенном в сельском населенном пункте, специальный класс может открываться при наличии одного учащегося с особенностями психофизического развития при отсутствии возможности организации обучения и воспитания в классе интегрированного обучения и воспитания.
17. Наполняемость групп продленного дня в специальных школах, учреждениях общего среднего образования, реализующих образовательную программу специального образования на уровне общего среднего образования, образовательную программу специального образования на уровне общего среднего образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью, соответствует наполняемости классов, специальных классов и классов интегрированного обучения и воспитания.
18. В учреждениях образования, иных организациях, у индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность, при реализации образовательных программ специального образования по решению учредителя, индивидуального предпринимателя может быть установлена меньшая наполняемость специальных групп, санаторных специальных групп, групп, групп интегрированного обучения и воспитания, санаторных групп интегрированного обучения и воспитания, специальных классов, классов, классов интегрированного обучения и воспитания, вечерних классов в специальной школе, специальной школе-интернате, XI, XI–XII классов углубленной социальной и профессиональной подготовки.
19. Образовательный процесс при реализации образовательных программ специального образования для обучающихся с нарушениями зрения организуется с использованием тифлотехнических средств, специального оборудования, ассистивных устройств и технологий, тактильной рельефной графики, учебных изданий, издаваемых для незрячих рельефно-точечным шрифтом Брайля, для слабовидящих – увеличенным шрифтом.
20. Образовательный процесс при реализации образовательных программ специального образования для обучающихся с нарушением слуха организуется с использованием звукоусиливающей аппаратуры коллективного и (или) индивидуального пользования, технических средств, обеспечивающих передачу учебного материала и другой информации на зрительной основе.
21. При организации образовательного процесса для лица с расстройствами аутистического спектра с учетом структуры и степени тяжести нарушения обеспечивается его персональное сопровождение педагогическим работником учреждения образования. Необходимость и форма персонального сопровождения определяются психолого-медико- педагогической комиссией государственного центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации.
22. Образовательный процесс при реализации образовательных программ специального образования для учащихся с нарушением слуха, которые обучаются во втором отделении специальной школы, специальной школы-интерната, организуется на белорусском или русском (письменная, устная, дактильная формы) языке и на жестовом языке.
23. Образовательный процесс при реализации образовательных программ специального образования для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи организуется на белорусском или русском языке.
24. Изучение иностранного языка на базовом и повышенном уровнях во втором отделении специальной школы, специальной школы-интерната для обучающихся с нарушением слуха, в специальной школе, специальной школе-интернате для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи осуществляется по желанию обучающегося, законного представителя несовершеннолетнего обучающегося.