-
Прежде чем выполнить любое дело, четко сформулируй цель предстоящей деятельности.
-
Подумай и хорошо осознай, почему ты это будешь делать, что тебя толкает сделать это, для чего это нужно.
-
Оцени и проанализируй возможные пути достижения цели. Постарайся учесть все варианты.
-
Выбери наилучший вариант, взвесив все условия. Обычно самый очевидный вариант не является самым лучшим.
-
Наметь промежуточные этапы предстоящей работы, хотя бы примерно определи время для каждого этапа.
-
Во время реализации плана постоянно контролируй себя и свою деятельность. Корректируй работу с учетом получаемых результатов, то есть осуществляй и используй обратную связь.
-
По окончании работы проанализируй ее результаты, оцени степень их совпадения с поставленной целью. Учти сделанные ошибки, чтобы избежать их в будущем.
-
Наблюдай за собой в течение какого-то времени. Четко определи, от каких привычек или черт характера ты хочешь избавиться. Это твоя Цель.
-
"Сражение выигрывает тот, кто твердо решил выиграть", - писал Лев Толстой. Будь уверен в себе и в том, что добьешься цели. Без такой уверенности не стоит начинать.
-
Борись с недостатками путем их замены достоинствами. Готовясь к тому, что это длительный, постепенный процесс. Чем меньше насилия над собой, тем лучше, но помни слова Лафонтена: "Путь, усыпанный цветами, никогда не приводит к славе".
-
Овладей тремя самовоздействиями: самоободрением, самоубеждением и самоприказом. Учись видеть в себе другого - "человека привычки", от плохих свойств которого хочешь избавиться. Общайся и взаимодействуй с ним. Но он – это не ты!
-
Умей и отступать. Но всегда помни, что тактические поражения не должны поколебать уверенности в стратегической победе.
Старайся сопровождать воздействия на самого себя положительными эмоциями, подкреплять свои победы приятными переживаниями.
Несколько полезных установок в общении -
Никогда не спеши делать категорических выводов по первому впечатлению, особенно избегай негативных оценок.
-
Помни о том, что все люди разные, каждый человек уникален и неповторим. В жизни не стоит относить человека к какому-то типу, классифицировать людей.
-
Мы часто обижаемся на людей или не довольны ими, потому что они не оправдывают наших ожиданий, не помещаются в те рамки, которые мы им отвели. Но люди вовсе не обязаны быть такими, какими мы желаем их представить.
-
Помни о том, что любой человек в своей сути имеет уникальную способность к изменению.
-
Никогда не путай поведение человека и его личность. Оценивая поступок человека, ни в коем случае не вешай ярлык на его личность.
-
Научись принимать любого человека целиком, таким каков он есть – со всеми его достоинствами и недостатками.
-
Четко осознай условия задачи. Точно определи границы того, что тебе известно. Чаще всего ошибки решения коренятся в неправомерном сужении рамок условия.
-
Переформулируй вопрос задачи. Как он может звучать по-другому?
-
Уясни, какой именно информации тебе не хватает для ответа на вопрос задачи. Подумай, как можно найти эту информацию.
-
В творческих задачах наиболее очевидный способ решения обычно не бывает лучшим. Не спеши.
-
Попробуй взглянуть на задачу по-новому. Анализируя свои неудачные подходы к решению, ответь себе: не шаблонны ли эти подходы? в чем их стереотипность: почему они не годятся?
-
Используй свое подсознание. Если ты долго ломал голову над задачей, погрузился в нее, но безуспешно, отвлекись от задачи, не думай о ней какое-то время, займись чем-нибудь другим. Твое подсознание само будет работать над проблемой и, возможно, выдаст наилучший результат.
-
Помни: ум не сводится к памяти, скорости мышления, объему знаний. Ум включает в себя различные свойства личности. Мыслит не мозг, а человек посредством мозга.
-
Немногие умы гибнут от износа, в основном они ржавеют от неполного употребления. Пользуясь любой возможностью включить свой мозг в работу. Перегрузить его почти невозможно.
-
Упорство и настойчивость могут компенсировать недостаточную скорость мышления. Низкий уровень интеллекта – это не клеймо на человеке.
-
Анализируй! Себя, других людей, поступки, ситуации, явления. Все время ставь перед собой вопросы: почему? как? а могло быть иначе? в чем причины? каковы возможные последствия? И отвечай на них, делай выводы.
-
Относись самокритично к своему уму и доброжелательно к умственной деятельности других. Осознавай границы своих знаний, своей компетентности, но не принижай свои возможности.
-
Одно из самых главных достоинств ума – способность к сосредоточению внимания. Учись концентрировать свое внимание на необходимом предмете, отключаясь от всего постороннего. Тренируйся постоянно!
-
"Не позволяй твоему языку опережать твою мысль", - советовал древнегреческий философ Хилон. А Шекспир говорил: "Где мало слов, там вес они имеют".
-
Внимание – резец памяти: чем она острее, тем глубже следы. Чем больше желания, заинтересованности в новых знаниях, тем лучше запомнится.
-
Приступая к запоминанию, поставь перед собой цель – запомнить надолго, лучше навсегда. Установка на длительное сохранение информации обеспечит условия для лучшего запоминания.
-
Откажись от зубрежки и используй смысловое запоминание:
пойми; 2) установи логическую последовательность; 3) разбей материал на части и найди в каждой "ключевую фразу" или "опорный пункт". -
Знай об эффекте Зейгарник: если решение какой-либо задачи прервано, то она запомнится лучше по сравнению с задачами, благополучно решенными.
-
Лучше два раза прочесть и два раза воспроизвести, чем пять раз читать без воспроизведения.
-
Начинай повторять материал по "горячим следам", лучше перед сном и с утра.
-
Учитывай "правило края": обычно лучше запоминаются начало и конец информации, а середина "выпадает".
-
Настоящая мать учения не повторение, а применение.
-
Иногда используй мнемотехнику – искусственные приемы запоминания. Например, бессмысленные слоги "ри-ка-ку-по-лу-ша" можно запомнить, связав их в искусственное предложение "Присказку послушай".
Как совершенствовать свои способности -
Прислушивайся к своему внутреннему голосу, к своим желаниям и интересам. Не бойся подражать кому-то – ты все равно останешься первопроходцем своей судьбы.
-
Раннее самоопределение конечно дает выигрыш во времени, но не надо опасаться потерять время на поиски того, в чем ты по-настоящему одарен. Из тысячи американцев-современников, которых соотечественники считают выдающимися людьми, меняли свою профессию 160 человек, в том числе 37% - дважды, а 20% - свыше двух раз.
-
Эмиль Золя, великий французский писатель, по утрам привязывал себя к стулу, так что хочешь или не хочешь – пиши. У всех гениев есть только одна общая черта – огромное трудолюбие.
-
Гете сказал: "Кто хочет достигнуть великого, тот должен уметь ограничивать себя. Кто же, напротив, хочет всего, тот на самом деле ничего не хочет и ничего не достигнет". Но ограничение не должно оборачиваться ограниченностью. Необходимой предпосылкой для настоящего овладения одной сферой деятельности является разнообразие знаний и интересов.
-
Если у тебя нет способностей к чему-то, но есть большое желание именно этой областью заниматься – это не трагедия. В психологии известен эффект замещения: другие личностные черты смогут компенсировать недостающие компоненты способностей.
-
Как пользоваться своим воображением
-
Воображение – сильное оружие против многих собственных проблем. Но этим оружием можно и пораниться самому. Учить не следовать за этим воображением, а управлять им.
-
Откажись от привычки давать воображению полную свободу.
-
Иногда нам бывает нужно избавиться от навязчивого образа нашей фантазии или памяти. Но стараться не представлять конкретный образ, не думать о нем – все равно что тушить костер керосином. Нужно не бороться с определенным образом, а думать о другом.
-
Богатое, яркое, сочное воображение нам необходимо в жизни. Тренируй способность целенаправленно вызывать четкий зрительный образ, например, так: посмотри на стакан с водой, закрой глаза и воспроизведи как можно точнее этот образ, снова открой глаза, корректируй образ вплоть до совпадения с конкретным восприятием.
-
Бывая на природе, у речки, в лесу, запоминай обстановку и чувство отдыха. Дома, когда устанешь сядь, в кресло, закрой глаза и представь на несколько минут этот образ речки, леса и свое ощущение покоя и блаженства на природе. Ты отлично отдохнешь.
-
Как управлять своими эмоциями
-
Полностью избавиться от эмоций и неразумно, и невозможно. Нет эмоций плохих или хороших. По мнению Жан-Жака Руссо, "все страсти хороши, когда мы владеем ими, и все дурны, когда мы им подчиняемся".
-
Джонатан Свифт сказал: "Отдаваться гневу – часто все равно, что мстить самому себе за вину другого". Возьми эти слова своим девизом, и ты станешь намного уравновешенней и оптимистичней.
-
Необходимое условие радостного настроения – хорошие взаимоотношения с людьми. И наоборот: радостное восприятие жизни – залог симпатии и расположения к тебе других. Дай себе установку на доброе и уважительное отношение к людям. Прав Шекспир: "Напрасно думать, будто резкий тон есть признак прямодушия и силы".
-
Не пытайся просто подавить в себе эмоции, Подавленные чувства все равно выльются наружу тем или иным способом или могут стать причиной заболевания. Лучше "отыграй" эти эмоции внешне, но без вреда для окружающих.
-
Если у тебя возникло раздражение или разозленность, не борись с ними, а попытайся "отделить" их от себя. Понаблюдай за их протеканием, найди и проанализируй причину их появления, и ты убедишься, насколько мелка и несерьезна эта причина. Все это способствует угасанию негативных эмоций.
-
В отношениях с близкими людьми часто бывает нужно откровенно сказать о своих чувствах, возникших в той или иной ситуации. Это гораздо лучше, чем фальшь и закрытость в общении.
Как произвести первое положительное впечатление -
Оденьтесь так, чтобы отвечать ожиданиям другого человека. Оденьте то, что, по мнению другого человека, будет подходящим для ситуации.
-
Встретив человека, улыбнитесь. Улыбнитесь именно этому человеку.
-
Установите и поддерживайте контакт глазами. Пока кто-нибудь из говорит, смотрите на человека, ни вниз и ни в сторону, но не переиграйте, не надо смотреть не отрываясь, как говорят, не пяльтесь. Поздоровайтесь первым и протяните руку.
-
Рукопожатие должно быть крепким – не слабым, но и не костедробящим.
-
Искренне приветствуйте входящего. Лучшая форма приветствия "Рад видеть Вас", чем "Как поживаете?"
-
Называйте вошедшего по имени. Произносите его уверенно и твердо. Будьте уверены в том, что произносите имя правильно.
-
Не говорите слишком тихо или слишком громко. Если говорить тихо, то люди могут решить, что вы в опасном положении. С другой стороны, возможно, некоторые могут считать громкость грубостью.
-
Если Вы хозяин проявите знаки гостеприимства, предложите кофе и прохладительные напитки. Если Ваш гость является представителем другой культуры, заранее выясните, какие у него (нее) представления о гостеприимстве.
-
Если встреча происходит в Вашем кабинете, встретьте человека при входе. Еще лучше встретить его (ее) около Вашего кабинета и проводить к себе.
-
Если Вы гость, ведите себя так, чтобы не обидеть хозяина и других гостей. Изучите местные обычаи.
-
Узнайте все, что возможно о человеке и его компании. Используйте свои знания во время беседы.
-
Изучите основные правила этикета учтивости. Не перебивайте другого. Если вы сомневаетесь в своих знаниях, обратитесь к книге по современному деловому этикету.
-
Постарайтесь больше слушать, а не говорить! Вы будете выглядеть интеллигентным, уважающим и заботливым. Однако, если собеседник – хороший слушатель и хочет, чтобы вы поговорили, сделайте ему одолжение.
-
Приступая к запоминанию, надо поставить перед собой цель – запомнить надолго, лучше навсегда. Установка на длительное запоминание информации обеспечит условия для лучшего запоминания. Осознай, для чего требуется запомнить изучаемый материал. Чем важнее поставленная цель, тем быстрее и прочнее происходит запоминание.
Чем лучше поймешь, тем лучше запомнишь. Откажись от зубрежки и для запоминания текста опирайся на осмысленное запоминание, которое в 25 раз продуктивнее запоминания механического. Последовательность работы примерно такова:
- понять;
- установить логическую последовательность;
- разбить материал на части и найти в каждой «ключевую фразу» или «опорный пункт»;
- запомнить именно их.
-
Лучше два раза прочесть и два раза воспроизвести, чем пять раз читать без воспроизведения. Закрепляй в памяти учебный материал как можно чаще. Оптимальный промежуток между прочтениями колеблется от 10 минут до 16 часов. Перечитывание менее чем через 10 минут оказывается бесполезным, а по истечении 16 часов часть текста забывается.
Заданный учебный материал лучше повторять по «горячим следам», особенно эффективно повторение перед сном и с утра. Давно замечено, что лучший способ забыть только что выученное – постараться сразу же запомнить что-нибудь похожее. Поэтому не стоит учить информатику после математики.
При заучивании необходимо учитывать «правило края»: обычно лучше запоминаются начало и конец информации, а середина «выпадает».
Настоящая мать учения не повторение, а применение. Чем больше будет найдено возможностей включить запоминаемый материал в практическую деятельность, поработать с ним, тем глубже и надежней будет запоминание.
Если объем учебной информации большой, используй принципы быстрого чтения:
- использовать только зрение, не повторяя про себя текст;
- воспринимать слово не по буквам, а как отдельный знак;
- воспринимать одновременно несколько слов или фраз;
- двигаться взглядом не по строчкам, а посередине страницы сверху вниз,
- используя так называемое периферическое зрение.\
- Путь к уверенности в себе. Отношение к себе влияет на все направления нашей жизни. Люди с чувством собственного достоинства (самоуважением) – уверенные и спокойные, не нуждаются в похвалах и поощрениях, потому что знают себе цену, они чаще добиваются успеха – их уровень адекватен, они не боятся неудач и поражений, а воспринимают их как ценный опыт. Как сказал римский поэт Вергилий, «они могут, потому, что они думают, что могут». Вы вполне можете быть такими. Для этого нужно только по-настоящему любить себя. Уважайте себя хотя бы за то, что вы уникальны и живете только один раз! Думайте о себе только хорошее, ставьте значительные цели, которые требуют для достижения честолюбия, трудолюбия и настойчивости. Затем научитесь оценивать свои достижения честно и реально.
-
Прислушайтесь к следующим советам психолога Феликса Зимбардо.
1.Определите, что является основой вашей личности (какие личные связи и принятые решения заставили вас жить так, как вы живете).
2.Решите, что для вас ценно, во что вы верите, каким бы вам хотелось себя видеть.
3.Постарайтесь понять и простить тех, кто вас обидел и не помог, простите СЕБЕ свои ошибки, грехи, неудачи. Постоянно хороните все негативные воспоминания, после того, как извлечете из них все полезное. Заселите комнату памяти прошлыми успехами, даже если их мало.
4.Вина и стыд ограничивают возможность творчества. Доверие к себе обязательно!
5.Никогда не говорите о себе плохо, особенно остерегайтесь таких категоричных оценок, как «тупица, урод, кретин, неудачник».
6.Не позволяйте другим критиковать ваши личностные качества – предметом обсуждения могут стать только ваши действия.
7.Избегайте ситуаций, в которых вы чувствуете дискомфорт, и людей, с которыми вам не хочется общаться.
8.Давайте себе время, чтобы отдохнуть, расслабиться, прислушаться к себе, получить удовольствие от хобби и дел, которыми вы можете заняться в одиночестве.
9.Развивайте навыки общения, заинтересуйтесь какой-то темой, которая поможет вам устанавливать контакты с другими людьми. Имейте хотя бы одно качество, которое радует других, может быть полезно им.
10.Определите дальние цели в жизни и очень тщательно выберите ближние. Разработайте реальный план достижения ближних целей. Регулярно оценивайте свой прогресс и не забывайте хвалить себя за достижения. Нет нужды беспокоиться о том, что вы недостаточно скромны, если никто не услышит вашего бахвальства.
Другой известный психолог Дж. Келли приводит перечень основных прав человека, которые помогут не потерять уверенность в себе:
-право быть одному;
-право быть независимым;
-право быть выслушанным и принятым всерьез;
-право получить то, за что платишь;
-право действовать в манере уверенного в себе человека;
-право отвечать отказом на просьбу, не чувствуя себя виноватым или эгоистичным;
-право просить то, чего хочешь;
-право на успех;
-право делать ошибки и быть ответственным за них;
-право не быть напористым.